cibershatun (cibershatun) wrote in izborsk_club,
cibershatun
cibershatun
izborsk_club

Экология души

Книга «Души живые древнее человека?»


Глава 2 Душа человека изменчива?


Продолжим разговор об оценках реальных процессов и изменений, происходящих в живых человеческих душах, в сложной жизненной ситуации. Мы поняли, что по возможности общедоступно это можно сделать, изучая реальные исторические события.

После разгрома Александром Невским в Ледовом побоище, крестоносцы на 11 лет утратили интерес к покушениям на Русь, только в 1253 году они нарушили мирный договор. В это время рыцарские воинства усилили агрессию на Литву, но также потерпели поражение от литовских ополчений под предводительством князя Миндовга – при Шауляе (1236 год) и при Дубре (1260 год).
В этих условиях Александр и Миндовг заключили военный союз, имеющий целью покончить с агрессией немцев. Александр Невский, несомненно, имел и другие, далеко идущие планы от этого союза в отношении ордынской зависимости Руси. Этим замечательным государственным деятелям не удалось реализовать свои замыслы – в 1263 году в результате заговора был убит великий князь Миндовг, и той же осенью умер великий князь Александр Невский. Историки обсуждают вопрос о насильственной смерти князя Александра, предполагают его отравление.
История имеет свою логику. Иногда трудно ответить на вопросы, которые она ставит.
В XIII веке трудные вопросы стояли и перед двумя князьями, сильнейшими на Руси, – какой путь выбрать? Князь Даниил Галицкий выбрал путь единения с западными государствами и с его помощью бороться за восточные земли. Великий князь Александр Невский пошел по пути договорных отношений с Востоком. В результате Галицко-Волынская земля после смерти Даниила Галицкого утратила свое самостоятельное государственное значение, а Русь Московская преобразилась в мощное многонациональное государство.
В конечном итоге, практически за сто лет географическая карта Древней Руси приобразилась и приобрела очертания двух сильнейших государств – Русь Литовская и Русь Московская. Три четверти городов Древней Руси - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и др. – и их земли вошли в состав Великого княжества Литовского.
Именно в это время произошло грандиозное историческое событие, после которого более пяти столетий, вплоть до первой мировой войны, нога немецкого агрессора не вступала на земли Литвы, Белоруси и России, - Грюнвальдская битва (1410 год) объединенных войск Великого княжества Литовского и королевства Польского против воинства рыцарей Тевтонского ордена.
Военному противостоянию сторон предшевствовала огромная политическая подготовка. Магистр ордена искал союзников в Венгрии, Чехии и пр. Великий князь Литовский Витовт договорился о поддержке своего зятя - великого князя Московского Василия. Также Витовт добился нейтралитета Ливонского ордена, который получил торговые льготы, а также угрозу, в случае отказа, военного удара из Пскова и Новгорода.
Летом 1410 года на Висле польский король Ягайло соединился с войсками великого князя Литовского Витовтом. К объединенному польско-литовскому войску присоединились белорусские, украинские и русские отряды (хоругви) из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева и других городов (всего 11 национальностей), а также отряды наемников. Союзное войско насчитывало около 100 тыс. человек (включая вспомогательные войска и обоз).
Утром 15 июля 1410 года конница союзников (около 35 тыс.) выстроилась в три линии. На правом фланге развернулись русско-литовские и татарские отряды (около 40 хоругвей) под командованием Витовта. Левый фланг прикрывали польские отряды (до 50 хоругвей) во главе с польским командиром Зындрамом. По фронту развернулась союзная артиллерия. Около 65 тыс. пехоты прикрывало обоз тыла.
Союзники имели всего 91 хоругвь, из которых поляки насчитывали 51 и литовцы 40 хоругвей. Кроме того, было до 3 тыс. татар. В состав польских войск входило семь хоругвей из уроженцев русских областей, две хоругви наемников и 42 польские хоругви. В литовском войске было 36 русских хоругвей. Следовательно, всего в польско-литовском войске имелось 43 русские хоругви.
Войско Тевтонского ордена, насчитывавшее около 85 тыс. (состояло из представителей 22 стран западной Европы, основную часть которых составляли немецкие рыцари и ополченцы), расположило тяжелую кавалерию крестоносцев в две линии – 35 и 16 отрядов (около 15 тыс.) соответственно, которыми командовал великий магистр Ульрих фон Юнгинген. Впереди боевого порядка находилась артиллерия. Около 70 тыс. пехоты расположилось в вагенбурге (укреплении из повозок, расположенных четырехугольником) позади развернутых позиций тяжелой кавалерии и артиллерии ордена.
Войска крестоносцев выстроились в боевой порядок на поле между поселениями Танненберг и Грюнвальд. Тевтоны были уверены, что воюют против язычников во имя торжества Христовой веры, и выходили на поле брани с торжественным песнопением.
Польско-литовское войско сосредоточилось на излучине леса и не покидало своих позиций. К Ягайле и Витовту явились герольды от великого магистра с заявлением, что магистр Ульрих готов отступить от ровного поля, занятого его войском. И вслед за этим войска крестоносцев действительно отошли назад. По правилам войны, принятым в то время, это был вызов, граничащий с оскорблением.
Ягайло непосредственного участия в битве не принимал и руководил событиями с холма за шеренгами своей многочисленной личной охраны. Великий магистр вел себя активно и в решающий момент битвы лично выехал во главе ударного отряда, атаковавшего королевскую гвардию - рыцарей Краковской земли. В какой-то момент победа была уже в руках крестоносцев, был даже пленен королевский штандарт с белым орлом. Но в этот критический момент битвы Ягайло бросил в бой свежие силы, и атака тевтонов захлебнулась.
Татарская конница пыталась атаковать тевтонский фланг, но стрелы отскакивали от надежных рыцарских доспехов. Рыцарям удалось перейти в контратаку и обратить татар и литвинов в бегство. Девять знамен Фридриха фон Валенрода несколько километров преследовали отступавших. Лишь три смоленских полка под командованием князя Юрия Мстиславского выдержали удар и сковали силы крестоносцев. Вернувшиеся после преследования рыцари Валенрода увидели не разгромленных язычников, а упорную кровавую сечу.
Исход сражения решил ввод в бой свежих сил - третьего эшелона польских рыцарей под командованием Зындрама. Им удалось спасти королевское знамя и обратить рыцарей Лихтенштейна в бегство. Одновременно Витовт собрал беглецов и вновь повел их в бой. Противник, неся большие потери, отступил к своему лагерю, но продолжал упорное сопротивление. Несмотря на это, войска тевтонов были окружены, а следом раздавлены и повержены - почти все рыцари, сражавшиеся под шестнадцатью знаменами, были перебиты или взяты в плен. Стало известно, что пали великий магистр Ульрих, маршалы Ордена, командоры и все виднейшие рыцари, после этого масса тевтонского войска обратилась в открытое бегство.
Войско Ордена практически перестала существовать: большая ее часть была уничтожена, значительное число воинов попало в плен. Победителям достались обоз, артиллерия, боевые знамена крестоносцев (51 захваченное знамя было доставлено в Краков, остальные отправлены в Вильнюс). В битве погибли или попали в плен не только почти все главные чины тевтонов, но и наместники округов — комтуры (кроме одного, не участвовавшего в битве). Поражение было сокрушительным.
Союзники не сумели воспользоваться победой. Польско-литовское войско по обычаю победителей три дня оставалось на поле брани, осуществляя ритуалы победных торжеств и распределения трофеев. Это позволило остаткам войск тевтонов уйти от преследования и закрепиться в хорошо укрепленной крепости Мариенбург.
Как бы то ни было, но при Грюнвальде была остановлена экспансия немецких рыцарей на славянские и литовские земли, и тевтоны перешли к пассивной обороне. В 1464 году по Торуньскому миру Орден отказался от своих завоеваний в восточном Поморье, признав себя вассалом Польши. Двор гроссмейстера переехал в Кенигсберг. В 1525 году Орден был преобразован в светское государство-герцогство - Восточную Пруссию, не только забыв о своей "великой миссии", но и разорвав отношение с Ватиканом, избрав Реформацию (лютеранство). Это был бесславный эпилог трехсотлетней колонизации Прибалтики немецкими рыцарями некогда славного Ордена.
Битва под Грюнвальдом вошла в историю не только как свидетельство мужества и героизма народов в борьбе за родную землю против иноземных захватчиков, но и как символ победы над любым агрессором, когда народы объединяются во имя свободы и независимости.
Таким образом, перед нами общеизвестные исторические аналитические обзоры и материалы. О чем они свидетельствуют? Можно, не сомневаясь и не ожидая никакого иного вывода, высказать следующую мысль: в великой битве народов с обеих сторон встретились достойные мужественные воины. Почему же эти честные ратоборцы противостояли насмерть друг другу? Ради чего они несли смерть с именем Бога на устах?
Можно не сомневаться, что многие души этого множества воинов достойны почитания. Однако следует очередной раз задуматься о духовном наполнении душ этих великих воинов. Нам очевидно, одна из сторон имела своим духовным ориентиром – нести агрессию и насилие. Это и обусловило военное поражение носителей таких ориентиров на многие столетия, а также стирание с географических планов земли их общественно-экономические объединения.
Итак, усвоив знания о трехуровневом управляющем воздействии Вселенского Разума - Бога на человека, можно с уверенностью определить, что баланс гуманистических ориентиров людей формируют их разум и души. Как же в окончательном итоге формируется баланс гуманистических ценностей человека, определяющих его общественное поведение?
Вполне очевидно, что разум однозначно ориентирует и направляет человека в своих действиях. При этом душа может признавать разумным поведение своего носителя, но может в этом и сомневаться, а может, вероятно, и заблуждаться, а нередко и обманываться, прельщаясь авторитетом кого-либо, особенно если этот авторитет неоднозначен. Душе человека при его создании были даны вечное желание познания и сомнения, поэтому она находится в ощущении жажды динамики, изменений и стрессов, но только не повседневного равновесия и устойчивости.
В конечном итоге, по воле Создателя это и является условием сохранения жизни на земле. При этом вопрос просто кричит - есть ли черта у этой жажды?
Несомненно, этой чертой является утрата человеком понятий о чести и достоинстве, а также понимания общечеловеческих ценностей. Когда человек или человеческая общность ориентируются преимущественно на насилие и агрессию, а инструментом достижения поставленных целей является ложь, тогда и приближается их духовный предел.
Отчего же в жизни людей происходят такие духовные изменения? А что делается при этом с живыми душами людей? Будем размышлять далее.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments