gala_gala15 (gala_gala15) wrote in izborsk_club,
gala_gala15
gala_gala15
izborsk_club

Образ ПРЕДАТЕЛЯ - история в искусстве России через изломы судеб. Украина - своему ГЕРОЮ Мазепе.

Оригинал взят у gala_gala15 в Образ ПРЕДАТЕЛЯ - история в искусстве России через изломы судеб. Украина - своему ГЕРОЮ Мазепе.
Хватит о политических событиях. Поговорим о музыке? Еще и об оперной музыке?
Только не пугайтесь! Разговор будет не только и не столько о ней.
О предательстве, о верности, о любви, об отношениях, об истории.
О России и Украине (Малороссии),
об их элите, о власти в Москве и на Украине, об их сложных и тесных, противоречивых взаимоотношениях.

Никакой политики, только история и культура, крошечный кусочек.
Обо всем этом в приложении к опере, только одном оперном произведении, в диалоге профессионалов, старая запись интервью на радио профессионального историка...

Только что в ленту пришел пост из блога, на который я подписана, умершего русского, российского историка, В.Махнача, там публикуются расшифровки его давних лекций.
В прошлом месяце на Радио России вспомнили о давнем разговоре с ним в п
ередаче «Образы России. История в искусстве» -
[Spoiler (click to open)]
«Радио России», Москва. Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2017.
Журналист Ирина Зимина: В феврале 1884 года одновременно в двух ведущих оперных театрах России — Большом и Мариинском состоялась премьера новой оперы Чайковского «Мазепа». Рассказывая о судьбе украинского гетмана, имя которого стало синонимом предательства и было предано анафеме, композитор обращается к одному из весьма драматических моментов русской истории.

Музыковед Юрий Васильев: Я могу сказать, что историей Петр Ильич интересовался на протяжении всей своей сознательной жизни. Об этом говорит хотя бы то, что в его домашней, личной библиотеке есть очень много мемуарной литературы, есть и специальные труды по истории Иловайского, Ключевского, Веселовского. Есть журналы с направленностью на историческую тематику, скажем, «Исторический вестник», «Русский архив».

Но сам принцип отношения Чайковского к истории очень любопытный. Он воспринимал историю и лучше ее чувствовал через изломы судеб отдельных людей. И потому в его исторических операх на первом месте оказываются все же судьбы главных героев или точнее героинь, которых так или иначе повернула и изломала история.

Зимина: Часто, следуя за сюжетными поворотами пушкинской поэмы, Чайковский ставит иные акценты в этом романтическом повествовании, ведь он называет оперу не «Полтава», как у Пушкина, а «Мазепа». Это же, наверное, неслучайно?

Васильев: Дело в том, что есть такие имена, которые составляют своеобразные «бренды», как мы сейчас привыкли говорить, то есть несут в себе такое качество, которое известно возможно большему числу людей, потенциальных слушателей, реальных слушателей. Так вот, в этом плане Чайковский ориентировался, во-первых, на то, что уже существовала до него опера с таким названием на тот же самый сюжет, то есть опера барона Фитингоф-Шеля и, во-вторых, видимо на то, что имя Мазепа было очень популярно в европейской традиции в связи с поэмой Байрона, в связи со стихотворением Виктора Гюго, в связи наконец с этюдом и с одноименной поэмой Ференца Листа.

Зимина: То есть, имя «раскручено», как мы сейчас сказали бы.

Васильев: Совершенно верно. И вот это имя могло у потенциального слушателя вызвать определенный круг ассоциаций, который помог бы ему разобраться в собственно музыке.

Зимина: Первая встреча с оперным Мазепой происходит в доме его сподвижника и друга Василия Кочубея. Дорогого гостя принимают с полагающимися почестями. Но никто не догадывается, что на самом деле он явился только ради Марии, юной дочери Кочубея. Мазепа, переживающий последнюю в своей жизни любовь, преисполнен самых благородных намерений.

В опере Чайковского Мазепа появляется в тот момент, когда он в общем по тем представлениям уже глубокий старик, и накануне Полтавской битвы, которая стала трагической кульминацией его жизни. Но что было до того, остается за кадром.

Историк и культуролог Владимир Махнач: Ну, во-первых, он не был стариком.

Зимина: Ну как же? Ему же было за 60, кажется.

Махнач: Ему было под 60. Как раз в этом возрасте возглавляли посольства тогда, становились воеводами, боярами думы, гетманами тоже и, естественно, водили армии.

Зимина: Чем же славен Мазепа?

Махнач: А Мазепа славен тем, что он был тонким политиком и оказался великим изменником. Но это общая тенденция малорусской знати, малорусской верхушки после воссоединения Украины с Россией.

Вся трагедия заключалась вот в чем, и в том числе трагедия Мазепы. В конце XIV века два великих Литовских князя, соперника Ягайло и Витовт (Витаутас) приняли римо-католичество. Весь процесс этот католического обращения финансировал Запад. А на Западе уже были университеты, а у нас еще не было. На Западе была рыцарская культура, а у нас это не восточнохристианское дело, к сожалению. А ведь это гербы, рыцарские турниры, девизы! Это так красиво!

Зимина: Мазепа в юности воспитывался ведь в этой традиции?

Махнач: Конечно, потому что все воспитывались в этой традиции. Молодые люди, кстати, и гетман Богдан Зиновьевич Хмельницкий притворно принимали католичество, заканчивали иезуитский коллегиум, а то и университет где-нибудь в Болонье, а потом возвращались, каялись и восстанавливались в православии. Потому, борясь с унией, то есть с подчинением православных Западной Руси (Украины) папе Римскому, киевские интеллектуалы создали сначала училище, а затем быстро коллегию, которая потом станет Киевской академией. То был первый русский университет, открыли его православные, но преподавали там на латыни, потому что мы безнадежно отстали от Запада.

Зимина: Теперь понятно, почему Мазепа так хорошо говорил на латыни.

Махнач: Да, тогда все учились на латыни.

Зимина: На которых еще языках говорил Мазепа?

Махнач: На польском, безусловно. Сносно по-татарски. Ну, это очень хороший европейский уровень. Студент старшего класса Коллегиума назывался «богословом». Потому Мазепа был «богослов» (Махнач смеется).

Зимина: Мазепа воспитывался или служил при дворе польского короля Яна Казимира. Это отразилось на его внутреннем облике?

Махнач: Конечно. Всему казачеству, всем знатным казакам хотелось быть полноценными шляхтичами.

Зимина: Мазепа был полноценным шляхтичем? Из родовитой семьи?

Махнач: Из родовитой. Но дело в том, что он был из православной семьи, следовательно, он не сеймовый. То есть, он не участвовал в парламентских делах.

Зимина: То есть, он просто служил при дворе.

Махнач: Да, он был охранником.

Зимина: Но это же очень скромная должность.

Махнач: Это ничего не значит, они же тогда рыцарями были.

Зимина: И все-таки оставаться в такой должности Мазепа, разумеется, не намеревался. И все свои способности, в том числе дипломатические он использовал для того, чтобы оказаться на вершине власти. И вот в 1687 году Иван Мазепа не без помощи князя Василия Голицына становится гетманом.
Известно ли, каким гетманом был Мазепа? Что он был за личность на вот этом посту?
Махнач: Гетманы, начиная с Богдана, как только они стали независимыми от Польши, начали бороться за власть с казачьим кругом. Они тяготились, что их избирают, что их контролируют.

Зимина: Могли гетмана снять?
Махнач: Конечно могли. И сверху из Москвы могли, и свои могли. Тут Москва всегда подчинялась, если свои снимали.
Понимаете, в чем дело, они все служили и все были недовольны. Шла борьба. На Выговского доносили, в Москве не поверили, а он изменил. На Дорошенко доносили, в Москве не поверили, а он изменил. На Брюховецкого доносили, в Москве не поверили, и он тоже изменил. На Мазепу доносили, в Москве не поверили. Он отрезал головы двум полковникам, это же серьезно, Искре и Кочубею. Отрезал же! Москва простила.

Зимина: А чем объяснить такое благодушие Петра? Такое непонимание реальной ситуации?
Махнач: До потому что этого внутреннего противоречия, что украинцы не хотят быть подданными Московского государя, но хотят быть православными, а потому не могут обойтись без Московского государя, Москва постичь не могла.
Москва была благодушной, хоть и тоже образованной.


Зимина: Своим доносом на Мазепу Кочубей мстит за поруганную честь дочери и пытается предотвратить заговор против Петра Первого. Так происходит в опере Чайковского. Но чем руководствовался реальный человек, полковник Василий Кочубей?
Махнач: Кочубей писал донос вдвоем, с равным ему по положению полковником Искрой. А тот был чем заинтересован, интересно знать? А полковник — это губернатор. Значит, был заговор знати против гетмана. Это обычная ситуация в Малороссии — постоянные заговоры знати против гетмана.

Зимина: Наверное, Петр Первый уже просто привык к этим доносам и потому не реагировал.
Махнач: Да, возможно, потому что они начались еще при Алексее Михайловиче.

Зимина: Кочубей в опере как исторический прототип закончил свои дни на плахе, а Мазепа в очередной раз вышел сухим из воды, продолжая вынашивать честолюбивые планы.
Махнач: Он отрабатывал идею украинизма. И едва ли не первым делал это в истории.

Зимина: То есть, вы считаете, что гетман Мазепа хотел сделать Украину автономной, отдельной страной и возглавлять это государство? То было причиной его измены?
Махнач: Да, безусловно, конечно. Именно потому он надеялся на Карла, потому что этот Карл совсем чужой, он протестант. Кроме того, в ситуации Северной войны поляки — союзники Петра. А вот шведы — протестантское государство, они вообще тут никогда не были, они здесь ничего не искали.


Зимина: Полтавская битва, где шведы были полностью разбиты, оказалась трагическим итогом жизни гетмана Мазепы. Но все же что было истинной причиной его бесславного конца?
Махнач: Политика верхушки казачества и гетманов довела украинцев до того, что их союзники крымские татары украинскими девушками торговали под окнами гетманской избы, полоняночками (то есть захваченными в плен). А это настолько надоело малороссам (украинцам), что они начали категорически поддерживать Московского царя, а не свою знать. Именно потому он и не смог привести войска, заметьте, не только хлопов, но и казаков (уже знать) к Карлу XII. Его не поддержали украинцы. Хлопы категорически не поддержали, но большинство казаков тоже не поддержало. Ведь Мазепа обещал Карлу XII войска, хорошие казачьи войска того времени. А казаки за ним не пошли. Казаки пошли на сторону Петра, хотя тоже не особенно старались саблями махать, но пошли. Мазепа привел Карлу XII только гетманских сердюков. Сердюки — это наемные солдаты, гетманская гвардия. Он обещал привести тысяч десять, а привел полторы тысячи, столько у него было сердюков.

Зимина: Что мы сейчас, глядя из нашего времени, сказали бы о Мазепе? Он был такой классический изменник или классический политик? Ведь все политики всегда ведут двойную игру…
Махнач: Нет, не все политики ведут двойную игру! Огромное кол-во политиков ведут одну игру. А Мазепа нет. Он был, как те литовские князья, которые метались из православия в римо-католичество. Он был человеком продажным не в том смысле, что его можно было купить за жалкие деньги, а в том смысле, что он видел только сегодняшнюю выгоду, а такие чаще всего проигрывают.


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ЗДЕСЬ
Ну и еще процитирую слова "великого украинца" Костомарова:

«В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем Петром I, перед которым еще недавно льстил и унижался».

Украинцы, а чего вы не чтите мнение своих же предков и своих же "великих" авторитетов? Память русофобией отшибло? Хотите заслужить орден Мазепы?
Так это не настоящий.
Настоящий, оригинальный орден Мазепы выглядел вот так!


*****
Культ предателя и предательства - милая национальная особенность одного соседнего народа, малороссийкого-украинского, исторически сложившаяся. Ну и что?
Из песни слова не выкинешь. Особенно, когда никто выкидывать и не собирается. Напротив, гордятся национальным героем, кинувшим доверчивых дурней москалей.

Снисходительное к этому отношение и  бесконечная готовность другого, российского, великорусского народа -
прощать предательство, тоже, сложившаяся исторически.
Снова и снова рассчитывать на очередного верного до гроба пророссийского гетмана-правителя у соседей, который-то уж точно - не предаст, "мамой клянусь!"

Советский Кравчук, дружелюбный Кучма, верный Янукович... Кто следующий?
Новый пророссийский президент раскаявшейся Украины, "на доверии"?
Кто там на очереди, готов страстно поклясться в верности России?
Кто намерен дружить и сотрудничать? Тимошенко? Азаров? Медведчук?
Снова вековая русская кадриль на граблях с исполнителями боевого гопака?

Ну что ж. История учит тому, что ничему не учит(с)
Tags: Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments