Накатим за Россиюшку! (xredbydlox) wrote in izborsk_club,
Накатим за Россиюшку!
xredbydlox
izborsk_club

Category:

Цивилизация Севера

Оригинал взят у cardinalpavel в Цивилизация Севера
Моя статья в журнале "Панславiстъ":
http://panslavist.ru/2013/04/tsivilizatsiya-severa-kak-odin-variantov-samoidentifikatsii-rossii-na-novom-etape-svoey-istorii/
Цивилизация «Севера» как один вариантов самоидентификации России на новом этапе своей истории
люди севера
  Одной из традиционных, и надо сказать крайне важных тем, для российской философской и политической мысли является тема определения цивилизационной идентичности, как для России в целом, как исторического субъекта, так и для современной России, ведь эта идентичность не представляет собой нечто неподвижное, возникают новые идентичности в рамках русской истории (например, советская). Русский мир, русская цивилизация, российская цивилизация, Евразия, евразийская цивилизация, славянский мир, — очень часто встречающиеся понятия, в чем-то достаточно сильно различающиеся, а в чем-то, и надо сказать в гораздо большем, совпадающие. Как осознать себя, как назвать?

Вопрос принципиально важный. Как правильно осознать и назвать себя, а значит предопределить этим свой дальнейший путь, так чтобы не умалить ни одну из составляющих нашего российско-евразийского мира, его исторического и культурного наследия? Каждая из составляющих нашей идентичности,– славянская, русская, российская, евразийская крайне важны, но в тоже время с нашей точки зрения, они не исчерпывают собой нашу сущность, не достаточно широки, не способны полностью вместить в себя все многообразие культур российско-евразийского мира, все многообразие нашей истории. Масштабы России явно выходят за границы локальной цивилизации, она всегда представляла собой нечто большее, чем просто особенную культурную группу, замкнутую на себе. Российско-евразийский мир с его центром государством Российским, с нашей точки зрения есть мир, равноценный таким цивилизационным, географическим, культурным понятиям как Запад и Восток, это мир, цивилизация Севера.

С древности сложилась определенная дихотомия культур Запада и Востока. Запад и Восток нельзя назвать цельными цивилизациями, это скорее обобщающие культурно-географические понятия, характеризующие определенные макро-группы культур и цивилизации. Цивилизации, как ныне существующих, так и канувших в лету, того что мы называем Западом несколько, точно также как и цивилизации Востока, которых уже значительно больше. Между различными народами, культурами и цивилизациями внутри понятии «Запад» и «Восток», существовала и существует зачастую громадная разница, и, тем не менее, наличествует и нечто фундаментально общее, создающее эти группы культур, эти миры. Отмечу тот факт, что и в нашем случае, несмотря на всю разность исторических периодов, культур, политических доктрин и режимов в истории российско-евразийского мира (мира Северной Евразии), они объединены неким общим культурным, мировоззренческим, историческим знаменателем, делающих их частью особого мира, равноценного мирам Востока и Запада. По нашему мнению, этим фундаментом, связующим в единое целое пространство России/Евразии, является государство Российское, как пример самой успешной в истории континентальной империи. Цивилизация России/Евразии это государствоцентричная цивилизация, обладающая помимо всего прочего, особенной моделью управления, моделью власти, отличной от моделей власти на Западе и Востоке, в научной литературе обозначаемой как модель «русской власти».

Российский, евразийский мир крайне велик и неоднороден, он в полной мере не укладывается ни в один из существующих концептов, – ни славянского мира, ни Евразии, ни русского мира, или российской цивилизации, в рамках которой сосуществует огромное количество культурных и исторических проектов, исторических альтернатив (Новгород и Москва, Киевская Русь, Петровский проект и Советская цивилизация, и многие другие). Для полноценного объединения, слияния, симфонии культур, цивилизационных проектов и этапов истории, крайне различных, но объединенных общностью исторической судьбы, необходим иной ракурс рассмотрения российско-евразийской истории как истории центрального региона мира. Центрального не только исходя из геополитического видения и знаменитой концепции «Хартленда» (от англ. Heartland — «срединная земля») но и центральной по своим заявкам на мироустройство. От «Третьего Рима» до Советского союза, Россия как евразийская континентальная империя, как главная держава региона претендовала на собственное видение судеб мира, на собственный проект мироустройства, отличный от западного, стирающего все многообразие культур, универсализма.

Центральная, по причине нашей природной склонности к заимствованиям лучшего со всех регионов мира, собирания и сохранения, преумножения всего ценного, как в плане культуры, так и в плане совершенствования собственной общности, заимствования лучших технологии власти, управления, войны, промышленных технологии. Универсум для культур и пространств России/Евразии это сильное, имперское в своей сути, государство, великая континентальная держава, собирающая под своим крылом народы и культуры. Государство-цивилизация устремленная в будущее, на каждом этапе своей истории увеличивающая свою мощь, и способная противостоять агрессии Запада на равных, на что не были способны другие цивилизации; не отказывающаяся от развития, от научных и технологических рывков, но сумевшая при этом сохранить свое культурное ядро и свою идентичность.

Государствоцентричная цивилизация России/Евразии требует обозначения собственной культурной, пространственной идентичности. Невозможно отнести идентичность России/Евразии ни к Западу, ни к Востоку. По своей уникальности и роли в истории, Россия вполне претендует не только на равную роль с мирами Востока и Запада, но и, не побоюсь этого слова, на центральную роль.

Осознание себя как цивилизации, цивилизационного проекта Севера есть наиболее естественный и органичный выход, естественное развитие отечественного цивилизационного самосознания. Россия всегда представляла собой своеобразный мир, являя собой особую модель жизнеустройства, претендуя на мировую роль. Цивилизация, которая включала в себя и обеспечивала мирное сожительство самых разных культур и народов: православных и западных христиан, буддистов и мусульман, представителей европейской культуры и азиатов. Российская империя являла собой прообраз, наглядный пример гармоничного сосуществования, пригодный для всех народов мира. Север, северная идентичность, - это тот фокус, под которым еще не рассматривали нашу цивилизацию, то, что дает нам новые возможности и снимает старые противоречия. Север, подобно Западу и Востоку, это группа цивилизации, культур и исторически проектов, объединенная в нашем случае общностью исторической судьбы, и определенным ядром, стержнем российской имперской государственности.

Единая и цельная русская история собирает под своей сенью разные цивилизационные проекты: Киевская Русь отличная от Московской, Северо-восточной Руси, которая и заложила основы нашей цивилизации, русской цивилизации, стала ее ядром; русская цивилизация породила российскую, имперскую цивилизацию, сформировавшуюся в период с Ивана Грозного до Петра; из недр российской цивилизации как ее форма, проект в ее рамках родилась советская. Идея северной цивилизации объединяет все эти этапы истории, их наследие, это идея, связывающая воедино нашу историю, не на основе старых политически ангажированных концептов, непременно вызывающих споры и конфликты, а через новый фокус рассмотрения отечественной истории. Северничество объединяет земледельческий, православный славянский мир и огромный евразийский мир кочевников и воинов, объединяет утонченный европеизированный Петербург и Астану, объединяет Европу и Азию, обеспечивая качественно иное единство, отличное от механического соединения этих культур. Это единство российско-евразийского мира, цивилизации Севера

Московская Русь, Российская империя как великая евразийская держава родилась на Северо-востоке Руси, именно здесь расположились ее духовные центры и столица. Север это и указание на будущее, связанное с освоением огромных богатых пространств Сибири и Дальнего Востока, Арктики. Идея Севера есть наиболее оптимальная и органичная идея для объединения всего цивилизационного наследия России/Евразии. Цивилизация Севера не искусственный проект, а цивилизационная платформа, прорастающая из прошлого, Северо-Восточной Руси и устремленная в будущее, в будущее России, которое также связанно с Севером, освоением Сибири (в этой связи довольно интересны имеющие достаточно серьезные практически основания, идей о переносе столицы в Сибирь или на Дальний Восток). Цивилизация Севера может стать одновременно объединяющей идей для всего прошлого цивилизационного опыта России/Евразии и в то же самое время новым цивилизационным проектом, новым этапом развития нашей цивилизации.

  Скакун П. П.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments