cibershatun (cibershatun) wrote in izborsk_club,
cibershatun
cibershatun
izborsk_club

Экология души

Книга «Ветхозаветные пророчества – предсказания?»


Глава 1 Что мы знаем о ветхозаветных пророках?


Время. Оказывается самое материальное, из всего, данного человечеству, - это время. Если обогнать свое время, то будет очень неуютно. Непоправимое упущение - отстать от него. Возникает вопрос: а может ли для человека будущее время быть реальным настолько, насколько и настоящее?

Запомним этот вопрос.
Итак, первые люди нарушили заповедь Божию и были изгнаны из рая. Последующая за этим жизнь их стала полна различных напастей - войн, болезней, смертей - таков удел падшего человечества. Но за тысячи и сотни лет до Рождества Христова зазвучала благая весть о спасении. Об этом рассказывает книга Бытия, первая из книг Ветхого Завета.
В ветхозаветных книгах можно насчитать несколько сотен пророчеств о Мессии, Спасителе. Слово «мессия» в переводе с еврейского означает «помазанник», т.е. помазанный Духом Святым. В переводе на греческий язык оно пишется «христос». В древности помазанниками именовались цари, пророки и первосвященники, так как при их посвящении на голову им возливали священный елей, символ благодати. Пророки – это особые люди, которые доносили до человечества волю Бога.
В ветхозаветном Израиле пророки назывались "наби", т.е. говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки имели огромное влияние на веру народа и спасали людей от духовной катастрофы. Кроме того, евреи называли пророков видящими, провидцами. Эти названия означали духовно опытного и умудренного человека, который постиг тайны Божии. Пророки назывались также стражами, потому что они должны были предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности, и пастырями, т.к. они должны были заботиться о порученном им народе.
Библейские или ветхозаветные пророки проповедовали на территории древних Израиля и Иудеи, а так же в Вавилоне и Ниневии среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период VIII - IV веков до нашей эры. Библейских пророков по объёму их наследия делят на две части: великие пророки Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекиль, а также малые пророки Илия, Елисей, Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. Практически всё их наследие (за исключением Илии и Елисея, не оставивших пророческих книг) входит в сборник ветхозаветных книг.
Рассказы и свидетельства о том, что за многие сотни лет можно в точности и с подробностями предсказывать события будущего, служат подтверждением достоверности пророчеств. При этом можно также говорить о доказательстве существования Бога и Его участии в человеческой жизни.
В течение тысячелетий или многих столетий хранились в устных преданиях евреев пророчества Моисея, жившего 1500 лет до Рождества Христова. В целом, можно сказать о его пророчествах следующее - задолго до образования еврейской нации, людям была известна весть о Мессии и принесении им благословения всем народам. Эти предсказания были широко распространены и среди языческих народов — индусов, персов, китайцев, после чего распространились и в Греции.
После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на столетия. С новой силой пророчества продолжаются во время царствования Давида.
Давид был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится Помазанником Божиим, мессией. Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид камнем сразил непобедимого великана Голиафа, после чего победа была за еврейским войском.
Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и веру. Заботясь о благополучии своего народа, Давид придавал большое значение его духовной жизни. Нередко он возглавлял религиозные праздники, принося жертвы Богу за еврейский народ и составляя свои вдохновенные религиозные гимны-псалмы. В своих псалмах-пророчествах Давид заложил фундамент для веры в Мессию как истинного и единосущного Сына Божия и Искупителя человечества.
Как отмечалось, ветхозаветным пророкам предстояла огромная задача по поддержанию веры еврейского народа и подготовки почвы для встречи грядущего Мессии. Ветхозаветные пророки раскрывали тайну Единого Бога постепенно, по мере утверждения веры в еврейском народе.
После 250-летнего перерыва в пророчествах пророк Исаия, живший за семь столетий до Рождества Христова, начал новую серию пророчеств о Христе.
Исаия - выдающийся пророк Ветхого Завета. Книга, написанная им, содержит в себе такое большое количество пророчеств о Христе и о новозаветных событиях, что многие называют Исаию ветхозаветным Евангелистом.
При Исаие в 722 году до н.э. произошло поражение Израильского царства, когда Ассирийский царь Саргон увел в плен еврейский народ. Пророк Исаия мученически закончил свою жизнь, будучи распилен деревянной пилой.
Писал пророк Исаия о человеческой природе Христа, от него мы узнаем, что Христос должен был родиться чудесным образом от Девы. Исаия говорит о делах Христа, о Его милосердии и кротости. Слова пророка точно определяют цель пришествия Мессии - исцелить душевные недуги людей. Спасение людей должно осуществляться в Царстве Мессии. Это благодатное Царство верующих уподоблялось пророками стройному зданию. Однако по причине предпочтения только земного благополучия не все евреи узнают в Господе Иисусе Христе своего Спасителя, обещанного пророками.
Обратимся к пророкам Иеремии и Иезекиилю.
Пророк Иеремия был призван Богом на служение тогда, когда северное Израильское царство было разрушено и шли последние десятилетия существования южного Иудейского царства. Ни у кого не было уверенности, что маленькая и слабая Иудея устоит в водовороте борьбы между усиливающимися соседями на западе и востоке. В Иерусалиме происходила борьба сторонников Вавилона и Египта, а часть евреев желали остаться нейтральными, полагаясь на Иегову. В это время Бог послал ветхозаветному народу Своего великого и верного пророка Иеремию, как советника. В речах пророка звучало Божие любящее и отцовское поучение для многострадального и строптивого народа. Но иудеи не хотели считаться с Богом. Следование по своим путям им обошлось очень дорого. Они потеряли государство, свободу, святые для них места, были уведены в рабство и рассеяны.
Положение пророка Иеремии в высшей степени трагично: он должен был обращать отступивший от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожавшей Иудее, и оставаться непонятым. Иеремия должен был возвещать суд Божий, который являлся следствием отступления Иуды от истинного Бога к идолам. Возвещая осуществление этого суда через Вавилон, Иеремия вступил в серьезные противоречия со священниками, которые считали невозможным, чтобы Иегова отдал Свое святилище на поругание язычникам, и с лжепророками, которые поддерживали эту ложную надежду своими видениями и снами.
Общепризнанно делить 52 главы книги Иеремии на пять частей.
В первой части говорится о падении Иудеи и о суде, совершаемом через Вавилон. Единственная возможность избежать этой участи - покаяние и внутреннее обновление. Вторая часть повествует о причинах, вредящих народу. Евреи несерьезно отнеслись к завету, заключенному с Богом, т.е. у них отсутствовал страх Божий и они стремились к благам земной жизни. У них притупилось познание Бога, потому что лжепророки были у них в почете. Богослужения стали поверхностными, молитвы – холодными. Третья часть возвещает народу все же милость Божию или пришествие Мессии. После наказания останется часть народа, которая обратится к Богу. С ними Бог заключит Новый Завет. Четвертая часть содержит общий обзор гибели Иудеи. Пятая часть - пророчества о других народах. Иеремия пророчески возвещает о малых соседних государствах и Египте. Особое внимание уделяется Вавилону, который так же должен получить свое наказание, он будет уничтожен.
Все пророчества Иеремии в точности исполнились.
Призыв Божий Иеремия услышал в дни царствования Иосии. Это был человек с весьма глубокими духовными интересами. После долгого перерыва в истории Иудеи он обратил внимание на состояние Иерусалимского храма и начал его ремонт. Во время ремонта в храме нашли свиток Ветхого Завета, о чем доложили Иосии. Когда царь услышал слова из найденного свитка, он разодрал свою царскую одежду, ибо свиток сообщал о Божием наказании всем, кто живет не по Божиим заповедям. Вероятно, это была книга Второзакония или все Пятикнижие. Царь Иосия распорядился, согласно требованиям книги, уничтожить всех идолов и их капища, и возобновить богослужения в храме.
Эту реформу вряд ли бы позволил совершить ассирийский царь, но в это время Ассирия приближалась к своему падению. С уменьшением влияния Ассирии египетский царь попытался овладеть Иудеей и Сирией. Царь Иосия восстал против Египта и был убит в сражении.
Иеремия, в начале своего служения, был малоизвестен как пророк в Иерусалиме. После Иосии царем Иудеи стал Иоахаз, или Саллум, который царствовал всего три месяца и был уведен в Египет. Следующим царем Иудеи стал Иоаким, вассал Египта. Влияние Ассирии всюду было заменено влиянием Египта. Реформация в поклонении Иегове, произведенная Иосией, была отменена. Против этой отмены особо резко выступал пророк Иеремия.
Египетский фараон, окрыленный победами, дошел со своими войсками до Евфрата. Там он встретил возросшую силу Вавилона. Навуходоносор одержал победу и в течение последующих двух лет оккупировал территорию обоих вассалов Египта: Сирию и Иудею. Иоаким остался на троне, но Иудея должна была платить дань Халдее (Вавилону).
Пророк Иеремия предупреждал царя и народ не сопротивляться Вавилону: сопротивление означало бы гибель Иудеи и святого города. Иоаким не обратил внимания на предупреждение пророка. На четвертом году своего правления он не уплатил дань Вавилону. Это закончилось тем, что Навуходоносор распорядился заковать Иоакима в медные цепи и отправить в Вавилон.
В этот период неустрашимый пророк подвергался серьезным опасностям. За свою храмовую речь он был осужден на смерть священниками и лжепророками, но его защитили. Ему были запрещены вход в храм и выступления перед народом. Тогда пророк получил от Бога повеление записать свою речь в книгу. Варух, его верный ученик, служил ему в качестве писца, а потом читал пророчества Иеремии народу. Во время такого чтения в день очищения книга была у него отобрана и передана царю, который велел схватить Иеремию и Варуха, а книгу уничтожил. Пророк и его ученик успели скрыться и снова написать книгу пророчества, дополнив её.
Иоаким умер во время осады Иерусалима войсками Вавилона. Воцарился его сын Иехония, который царствовал всего три месяца и был отведен с лучшей частью своего народа в Вавилон. По всей вероятности, между ними были молодой Даниил со своими друзьями и священник Иезекииль.
Новым царем в Иерусалиме, по решению Вавилона, стал Седекия, сын Иосии. Его правление окончилось гибелью Иудеи. Вместо того чтобы искать помощи Иеговы и совершать мудрое правление, он проявил слабохарактерность. Националисты, духовенство и лжепророки верили, что Вавилон скоро падет, требовали восстать против него. Пророк Иеремия энергично выступал против них. Лжепророк Анания открыто выступил против Вавилона и объявил, что через два года власть Вавилона падет. Иеремия возвещал наказание Божие через Вавилон, возвещая гибель Иудеи. Царь Седекия перестал платить дань Вавилону, и опять халдеи окружили Иерусалим. Иудеи послали гонцов в Египет, и на помощь им выступили египетские войска. Вследствие этого Навуходоносор снял осаду Иерусалима. Иеремия предсказал о возвращении вавилонских войск после победы над Египтом. Озлобленные начальники города заключили пророка в темницу. Положение пророка было ужасным; его держали в темнице, в казармах, бросили в грязный колодец.
Вскоре халдеи снова окружили Иерусалим. Иеремия советовал царю принять наказание Божие и сдаться без боя, чтобы спасти город и сохранить жизнь многих, но царь не послушался пророка и избрал путь войны. Иерусалим пал. Царь был пойман, его сыновей на его глазах умертвили, а его ослепили. Слепой, в цепях, несчастный Седекия был угнан в Вавилон и там умер. Город, вместе с храмом и дворцами, был сожжен, а народ уведен в плен.
Название книги Плач Иеремии определяет содержание книги, которая представляет собой ряд плачевных песен о разрушении Иерусалима. Вся книга изображает несчастную судьбу Иерусалима с исповеданием грехов иудейского народа и молитвами к Богу о помощи.
Иезекииль получил призвание от Бога на пророческое служение в вавилонском плену. В Иерусалиме Иезекииль был священником и принадлежал к городской аристократии, он не был пророком, но, безусловно, знал Иеремию.
В плену жизнь Иезекииля не была очень стесненной. Он жил в собственном доме, где он принимал иудейских начальников и им передавал Божии решения. Время смерти пророка неизвестно, но умер он в плену, вдали от своего отечества.
Книгу Иезекииля принято делить на три части: первая часть содержит предсказания о падении и гибели Иерусалима, вторая часть несет предсказания чужим народам, а третья часть говорит о будущем израильского народа после освобождения из плена.
Как Иеремия в Иерусалиме возвещал о падении Иудейского государства и уничтожении Иерусалима и храма, так в то же время пророк Иезекииль говорил в Вавилоне о тех же проблемах.
Среди пленных господствовало мнение, что Вавилонское государство скоро рухнет, и они смогут вернуться домой. Иеремия же призывал пленных к тому, чтобы они строили дома и разводили виноградники и не надеялись на скорое возвращение. Народ не мог верить Иеремии. И вот Бог воздвиг из их же среды пророка Иезекииля, который говорил то же самое, что и Иеремия: о гибели Иерусалима и о разрушении храма.
Пророк говорит об основах нового завета. Для людей этого завета божественная сила исходит от Христа. Евреи понимали пророчества Иезекииля буквально, но пророк в откровениях видел божественные картины, требующие разъяснения и толкования. Последствием пророчества Иезекииля было то, что народ сохранил веру в единого Бога, национальные чувства и надежду на будущее. Иезекииль был истинным пастырем Израиля во время плена.
Время пришествия Мессии уточнил пророк Даниил в записанном им пророчестве о семидесяти седьминах. Пророк Даниил записал предсказание о времени пришествия Мессии, находясь в вавилонском плену. Даниил знал, что семидесятилетний срок вавилонского пленения, предсказанный пророком Иеремией, подходит к концу. Желая возвращения еврейского народа из плена и восстановления Иерусалима, Даниил стал просить Бога об этом. В конце одной из таких молитв внезапно перед пророком предстал архангел Гавриил и сказал, что Бог услышал его молитву и скоро поможет евреям восстановить Иерусалим. При этом архангел Гавриил сообщил другую более радостную весть о том, что с указа о восстановлении Иерусалима начинается исчисление времени пришествия Мессии и утверждения Нового Завета.
Смысл данного пророчества такой - определено семьдесят седьмин -70 раз по 7 составляет 490 лет – до времени прихода Христа. В этом пророчестве весь промежуток времени от указа о восстановлении Иерусалима до утверждения Нового Завета и вторичного разрушения этого города разделяется на три периода. Началом этих седьмин послужит издание указа о новой постройке Иерусалима и храма, окончанием — повторное разорение обоих. В течение первых семи седьмин будет возобновлен Иерусалим и храм. Потом, к концу последующих шестидесяти двух седьмин придет Христос, но пострадает и будет предан смерти. Во время последней седьмины будет утвержден Новый Завет, прекратятся обычные жертвоприношения в иерусалимском храме, в святилище наступит мерзость запустения. Тогда придет народ, который разрушит святой город и Храм.
Поучительны исторические события в период времени, обозначенный архангелом Гавриилом. Указ о восстановлении Иерусалима издал персидский царь Артаксеркс Лонгиман в 453 году до Рождества Христова. Восстановление Иерусалимских стен и храма затянулось на целых 40-50 лет (семь седьмин), потому что некоторые языческие народы, жившие по соседству с Иерусалимом, всячески препятствовали восстановлению этого города.
Согласно пророчеству, Мессии предстояло пострадать ради очищения человеческих грехов в период 69 - 70 седьмин. Истечение 69 седьмин, т.е. 483 лет, определяет наступление 30-го года нашей эры. Иисус Христос вышел на проповедь и проповедовал три с половиной года, пострадав в 33-м или в 34-м году нашей эры, как раз в указанный промежуток времени. После Воскресения Христова христианская вера стала очень быстро распространяться и 70-я седьмина стала временем утверждения Нового Завета в мире.
Иерусалим был вторично разрушен в 70-м году нашей эры римским полководцем Титом. Во время осады Иерусалима римскими легионами, из-за распрей среди иудейских вождей, в этом городе царил полный хаос. В результате этих распрей в храме наступило запустение.
Господь Иисус Христос в одной из Своих бесед напомнил христианам об этом пророчестве и предупредил Своих слушателей, что, когда они увидят в святом месте «мерзость запустения» им следует скорее бежать из Иерусалима. Так христиане, жившие в Иерусалиме, и сделали, когда римские войска из-за выборов нового императора по приказу Веспасиана временно сняли осаду города и отступили. Поэтому христиане не пострадали во время последовавшего потом возвращения римского войска и разрушения Иерусалима и, таким образом, избежали трагической участи многих иудеев, оставшихся в городе. Разрушением Иерусалима завершается предсказание Даниила о седьминах.
Таким образом, совпадение данного пророчества с последующими историческими событиями представляется исключительным.
Итак, в ветхозаветные времена пророки выполняли важную наставническую функцию, разоблачая грехи и заблуждения людей и правителей, призывая к истинной вере и исполнению Божественной воли народы мира. Пророки Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил вошли в историю как большие или великие, которые оставили после себя значимые пророческие книги.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments