lohmatiy77 wrote in izborsk_club

Categories:

Минский инцидент: Кто толкнул Батьку в пекло?

Минский инцидент

Казалось бы, каким образом события в далекой Белоруссии могут касаться судьбы Донбасса и его жителей. Однако, когда находишься на передовой Третьей Мировой войны, оказывается, что происходящее за тысячи километров от Донецка и Луганска имеет, пусть и косвенное, отношение и к Донбассу. Потому что происходит на другом участке того же самого фронта, протянувшегося, по сложившейся традиции, от Черного до Балтийского моря. И пока на донбасском фронте после весеннего военно-дипломатического обострения восстановилась стабильность, на другом участке, в Минске, полыхнуло. С непредсказуемыми пока последствиями для Белоруссии, России и Украины.

Днём 23 мая пилотам рейса Boeing 737-8AS авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, поступило сообщение от диспетчеров о том, что на борту самолета может находится взрывное устройство. В соответствии с инструкцией, при сообщении о такой опасности экипаж должен совершить посадку в зоне ответственности страны, в которой произошло ЧП. Поэтому самолет развернулся и направился на экстренную посадку в аэропорт Минска, хотя до него было лететь почти в два раза дольше, чем до конечной точки маршрута Вильнюса. 

Сразу после приземления выяснилось, что на борту находился Роман Протасевич, основатель и бывший главред телеграм-канала NEXTA. Тем, кто следил за событиями прошлого лета в Минске, название этого канала хорошо известно, потому что именно в нем публиковались призывы к протестам против результатов выборов президента, в ходе которых победил Лукашенко. Телеграмм-канал NEXTA стал основным источником эксклюзивной видеоинформации о столкновениях протестующих с силами правоохранительных органов Белоруссии, которую охотно разбирали все мировые агентства новостей, рупором и одновременно органом координации действий белорусской оппозиции против действующих властей, главным информационным инструментом белорусского «майдана».

Примечательна личность и самого главного редактора канала NEXTA Романа Протасевича. Отец – заслуженный замполит, работал старшим преподавателем кафедры идеологической работы Военной академии Республики Беларусь. Мать – библиотекарь в той же Академии. С 15 лет участвовал в акциях протеста против Лукашенко, за что был исключен из колледжа. С 16 лет Роман Протасевич стал членом Молодого фронта, молодёжной оппозиционной организации Белоруссии. В 2014 году принимал активное участие в Евромайдане на Украине. Причем был в первых рядах боевиков Евромайдана, о чем свидетельствуют фотографии о его непосредственном участии в разрушении памятника Ленину в Киеве.

После государственного переворота Протасевич отправился на Донбасс. Там по предложению главы ультраправого «Национального Альянса» Игоря Гузя. вступил в «Азов», прошел спецподготовку по рукопашному бою, стрельбе из огнестрельного оружия, штурмовым действиям, диверсионно-подрывной работе. Зимой в 2015 году стал заместителем командира взвода связи 2-й ударно-штурмовой роты полка «Азов». Протасевич помогал «Азову» получать деньги из США и Польши. В боевых действиях, как пишут, участия не принимал, больше позировал на позициях и пару раз стрелял из чего-то в сторону ополченцев «ради воспоминаний». В 2017 начал работать на «Радио Свобода», стажировался в Праге, а позже в Штатах. В 2018 году посещал здание Государственного департамента США, о чем отчитался в социальных сетях с приложением фотографий.

С младых лет оппозиционер, с достойной биографией профессионального революционера, несомненный иностранный агент, на момент попытки «майдана» в Белоруссии, который координировался разогревался и популяризировался через телеграмм-канал NEXTA, находился в Польше и был недоступен для белорусских властей. 

5 ноября 2020 года Протасевичу были заочно предъявлены обвинения по трём статьям Уголовного кодекса Белоруссии: организация массовых беспорядков, организация действий, грубо нарушающих общественный порядок, и разжигание социальной вражды по профессиональному принципу (за открытые призывы к расправам над правоохранителями и их семьями). 

19 ноября 2020 года КГБ РБ внёс Протасевича в список террористов, после чего Минск подал Варшаве официальный запрос о его выдаче. Над чем последний изрядно потешался в своих социальных сетях, сообщая, что уже давно находится в другой стране.

В 20-х числах мая разыскиваемый властями Белоруссии экстремист оказался в Афинах, где в это же время находилась и официальный лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, и оттуда вылетел в Вильнюс рейсом, следующим через территорию Белоруссии.

И после экстренной посадки самолета в Минске Протасевич был задержан сотрудниками МВД Белоруссии.

Казалось бы, белорусские органы государственной безопасности можно поздравить с несомненным успехом. Однако последовавшие за задержанием белорусского оппозиционера события, скорость и жесткость реакции стран Запада на задержание явного агента представляют ситуацию совсем в ином свете.

Истерика Запада или тонкий расчет?

Реакцию западных стран на задержание белорусскими правоохранительными органами на собственной территории гражданина Белоруссии, официально обвиненного в террористической деятельности, можно сравнить лишь с тем, как если бы белорусы не арестовали его у трапа самолета, а сбили борт на котором он летел.

Впрочем, и после инцидентов со сбитыми над своей территорией пассажирскими самолетами Украина и даже Иран не подвергались такой травле и международной обструкции, с какими столкнулась Белоруссия.

К утру вторника Великобритания и Франция отказались принимать рейсы белорусской национальной авиакомпании «Белавиа» и предписали всем своим авиакомпаниям облетать Белоруссию стороной. Точно так же и Литва запретила своим авиакомпаниям летать через Белоруссию, а аэропортам — принимать рейсы из республики. 

ЕС рассматривает возможные меры блокировки сообщения с Белоруссией, в том числе наземного. При этом увлечение в Европе новыми угрозами и санкциями против Белоруссии дошло до маразма. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о заморозке инвестиционной помощи ЕС для Беларуси на 3 млрд евро. Однако эти деньги были обещаны не официальному Минску, а Светлане Тихановской в качестве «приза» за свержение Александра Лукашенко и приход к власти. Это эфемерное обещание давалось в расчёте на то, что за такую космическую сумму белорусские оппозиционеры разорвутся на части от усердия. На Украине, по крайней мере, в своё время так и поступили.

Президент США Байден заявил, что США осуждают инцидент с самолетом Ryanair в Белоруссии и призывают освободить Протасевича. Он поручил разработать меры по привлечению Белоруссии к ответственности и поддержал призыв Евросоюза к санкциям.

Мэр столицы Латвии Риги Мартиньш Стакис вместе с министром иностранных дел Латвии Эдгаром Ринкевичем сняли государственный флаг Белоруссии с флагштока чемпионата мира по хоккею и заменили его бело-красно-белым флагом. После этого Белоруссия и Латвия взаимно выслали послов и фактически прервали дипотношения. Мэрия столицы Литвы Вильнюса предприняла аналогичные действия, заменив государственный флаг Белоруссии на флаг, который использует оппозиция.

Действия по замене флагов вызвали возмущение даже Международной федерации хоккея, в котором посчитали поведение прибалтийских чинуш неприемлемым, а политическую демонстрацию с флагами неподобающей.

Такая мгновенная и острая реакция стран, граничащих с Белоруссией и еще недавно получавших значительную часть национального дохода от транзита белорусских товаров через свою территорию и экспорта своих товаров в Россию под видом белорусских, выглядит как исполнение недвусмысленного приказа. Приказа, не допускающего возражений и оправдания отказа собственными интересами.

Президент Украины Зеленский поручил Кабмину подготовить решение о прекращении авиасообщения с Белоруссией. И это еще более явный удар серпом по собственным органам размножения. В течение последних лет Белоруссия была экспортером на Украину не только электричества, но и топлива, потребность в которых периодически становится для «незалежной» критической из-за политически мотивированного разрыва связей с Россией. 

Разрушение связей между Киевом и Минском является на протяжении последних месяцев осознанной политикой украинской власти без оглядки на собственноручно создаваемые экономические затруднения. Кроме того, «Белавиа» – третья по количеству полетов в пространстве Украины компания, а перелет с пересадкой в Минске является единственным путем авиатранзита между Россией и Украиной, которым пользуются немалое количество украинских «гастарбайтеров».

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская назвала ситуацию с севшим в Минске самолетом Ryanair «операцией спецслужб» и потребовала исключить Белоруссию из Международной организации гражданской авиации ICAO. В этот же день организация получила официальный запрос от Великобритании на исключение Белоруссии и уже известно, что руководство ICAO созывает срочное заседание 27 мая в связи с ситуацией с самолётом.

«Некоторые животные равнее»

На момент написания статьи в небе над Белоруссией уже не было ни одного пассажирского самолета.

Авиаблокада Минска – беспрецедентный шаг со стороны стран Евросоюза, который можно было бы объяснить обостренной реакцией на действия Минска, если бы не некоторые обстоятельства.

Наряду с блокадой авиационного сообщения со стороны ЕС прозвучали требования к прекращению сухопутного транзита через Белоруссию, а это шаг прямо и недвусмысленно нацеленный против России. В случае реализации угрозы РФ придется организовывать транзит своих грузов через территорию Прибалтики, оплачивая им данную услугу и попадая в зависимость от самых враждебных своих соседей.

Прекращение транзита российских грузов через прибалтийские порты и перенаправление их в российские нанесло критический удар по и без того не процветающей экономике Литвы, Латвии и Эстонии. Обещанное Александром Лукашенко перенаправление в российские порты и белорусских грузов вообще сводит на нет целесообразность существования железнодорожных путей и грузовых портов в Прибалтике. 

Особенно странным выглядят требования Британии о введении санкций из-за инцидента с самолетом против …. России. Лондон потребовал ввести санкции против Москвы по газопроводу «Ямал», так как он проходит по территории Белоруссии и против… «Северного потока – 2».

Эти требования не вписываются вообще ни в какую логику, кроме логики войны, которую Великобритания уже открыто ведет против России.

При этом, даже если принять на веру западную версию событий о спецоперации белорусских спецслужб, исходящем от них ложном сообщении о минировании самолета с целью ареста Протосевича, власти Белоруссии в этом случае отнюдь не создали прецедента.

Перехват самолетов с принуждением к посадке на своей территории за последнее время стал практически общепринятой международной практикой.

Самый громкий случай — посадка и последующий обыск самолета президента Боливии Эво Моралеса по требованию Соединенных Штатов в 2013 году в Австрии. Предполагалось, что на борту президентского самолета находится Эдвард Сноуден и президент Боливии смог продолжить полет после того, как власти Австрии убедились, что разыскиваемого США Сноудена в его самолете нет.

В 2016 году Украина вернула в киевский аэропорт самолет с активистом «Антимайдана» гражданином Армении Арменом Мартиросяном, где он был снят с борта и подвергнут обыску.

В 2012 году Турция перехватила при помощи военных самолетов грузовой рейс Москва — Дамаск. Лайнер обыскали, груз арестовали, пилотов продержали в наручниках. 

В 2017 году в Великобритании все тем же способом посадили самолет Ryanair из Каунаса. Поводом стало сообщение об угрозе. Как выяснилось — ложное.

Никаких санкций со стороны других стран, либо со стороны Международной организации гражданской авиации, к государствам, прибегнувшим к данным мерам, не последовало.

Особо интересна в данном ряду планировавшаяся СБУ при содействии западных спецслужб операция по захвату ополченцев, воевавших в Донбассе. Они были завербованы на территории России в фейковую частную военную компанию и должны были для работы в ней вылететь из Минска в Стамбул. По утверждению украинских журналистов, Служба безопасности Украины планировала посадить самолет с ними при пролете через украинское воздушное пространство и арестовать на своей территории. Как утверждают представители украинских СМИ, оппозиционно настроенные к действующей власти, операция сорвалась из-за утечки из Офиса президента Украины.

Журналистами из «карманной» расследовательской организации британской разведки МИ6 «Беллингкэт» был подготовлен специальный фильм-расследование об этом случае, публикацией которого вот уже несколько месяцев шантажируют представителей офиса и самого Зеленского.

И, по-видимому, шантаж этот проходит не без успеха, требования шантажистов выполняются, так как анонсирован был показ данного фильма журналистом Дмитрием Гордоном еще в марте, но, по неизвестным причинам, до сих пор не состоялся.

Если фильм все-таки покажут, то, получится что приближенных Зеленского его противники обвинят в срыве акта государственного терроризма и воздушного пиратства. То есть, преступления и нарушения международного права, в которых сейчас, так называемое, «международное сообщество» обвиняет белорусские власти.

Так что представителей офиса Зеленского можно смело записывать в интересанты Минского инцидента. Терять в отношениях с Минском Киеву уже нечего. Отказ от очных Минских переговоров с представителями ЛНР и ДНР был озвучен представителем Украины в Контактной группе Леонидом Кравчуком. Импорт электроэнергии из Белоруссии запрещен на днях постановлением Верховной Рады. От получения белорусского топлива в Киеве тоже сочли возможным, либо, получили приказ отказаться. 

Ведь лишение Белоруссии возможности экспортировать электроэнергию и топливо в страны Прибалтики и на Украину – это сильнейший удар по белорусской экономике.

Однако для офиса Зеленского многоходовка с подставой Лукашенко под международные санкции и изоляцию – это слишком, если разобраться.

Здесь уж действительно, или сами белорусские спецслужбы решили воспользоваться возможностью и беспечностью «революционера», либо им просто не оставили выхода авторы комбинации.

«Мамкины революционеры» или провокаторы? 

Для человека, являющегося убежденным и открытым врагом белорусской власти, Роман Протасевич вел себя явно неосмотрительно, рискуя лететь через территорию страны, в которой находится в розыске. Тем, что находится в розыске и под наблюдением белорусских спецслужб он явно бравировал. С борта самолета Протасевич делился с друзьями своими подозрениями, что при регистрации на посадку его сопровождали и следили за ним агенты белорусского КГБ. И даже, якобы, пытались сфотографировать его документы, что сделать из-за социальной дистанции, введенной в европейских аэропортах, в принципе невозможно.

Писать подобные сообщения, пролетая над опасной территорией – значит подвергать себя значительному риску, либо вовсе пренебрегать опасностью. А вот этого профессиональным революционерам делать никогда нельзя.

Потому что, на случай если белорусские спецслужбы недостаточно тщательно следили за разыскиваемым экстремистом, о том, что он находится на данном самолете, им сообщил оппозиционный белорусский телеграмм-канал! Сначала девушка, с которой он летел сделала фото из автобуса, в который пересадили пассажиров после высадки из самолета. После этого находившиеся на борту прошли пограничный и таможенный контроль. В том числе и Протасевич. У пограничников претензий не возникло, так как его нет в базе лиц, которым запрещён въезд в Белоруссию. И только после истерики, поднятой коллегами Протасевича в телеграмм-канале, белорусские силовики проявили к его личности интерес.

И вот это уже выглядит настоящей операцией спецслужб. Только совсем не белорусских. После получения информации о том, что находящийся в розыске фигурант находится в аэропорту Минска сотрудники КГБ попросту не имели другого выхода, кроме как его задержать. Оправдать беспрепятственный вылет опасного экстремиста с территории Белоруссии после публикации данной информации в Интернете ничем нельзя было оправдать. Пропустив его обратно на рейс, силовики расписались бы в полной профессиональной некомпетентности и тогда бы уж точно полетели головы. Даже если решение об аресте, по факту появления Протасевича в Минске, принимал лично Лукашенко, упустить террориста после огласки ситуации в Телеграмме он не мог себе позволить, чтобы не потерять лицо. 

Поэтому, если допустить, что посадка самолета в Минске не была изначально задумана белорусским КГБ, то Протасевича попросту подставили как пешку «под бой». Именно для того, чтобы получить повод для изоляции Белоруссии и нанесения удара по ее экономике и транзитному пути в Европу.

Европейские санкции и ограничения, а также медиа-истерика направлены, как видно, не столько против Минска, сколько против Москвы. В нидерландских интернет-изданиях, при описании данной ситуации, дописались до того, что самолет был «сбит» российскими властями.

При этом для Москвы как раз в данной ситуации выгод никаких. Владимир Жириновский, выступающий на протяжении многих лет в качестве рупора неофициального мнения российской власти, заявил: «Сажать самолет из-за Протасевича не стоило».

Для Минска, судя по уже имеющемуся и потенциальному урону со стороны ЕС, эта игра тоже явно не стоила свеч. А компенсировать потери Белоруссии из-за этих санкций придется России.

Сведения о западных спонсорах и организаторах белорусского «майдана» сами по себе оперативной ценности не несут. О всех этих подробностях белорусскому КГБ прекрасно известно и без него. И те, кто в этом сомневаются, совершенно напрасно ни во что не держат органы безопасности. Причем известно им все в подробностях было еще на стадии подготовки агентуры в Польше, Чехии и на Украине. Точно так же, как и украинским спецслужбам было известно о подготовке активистов в тех же странах в преддверии что первого, что второго «майданов». Вот только белорусский КГБ в критический момент получил команду действовать по иностранным агентам, а украинская СБУ – нет. 

При том, что Протасевич, как сам он заявил на появившемся в сети видео, уже сотрудничает со следствием и дает признательные показания, использовать их, кроме как против него самого, белорусские власти не смогут. Даже если он выступит в ООН с заявлением о подготовке западными странами государственного переворота в Белоруссии при его участии, виновниками будет заявлено, что данное заявление было выбито из него под угрозой смертной казни. Которая действительно предусмотрена в Белоруссии за терроризм. Да и толку от таких заявлений – ноль. На высшем уровне ни для кого информация, которой обладает и может огласить Протасевич, не является секретом. Для большей части мировой общественности факт, что США и Британия вмешиваются в дела других стран и устраивают там перевороты, подготавливая террористов, тоже – «секрет Полишинеля».

Нарываться на международные санкции ради получения и разглашения данной информации явно не стоило. 

Если даже был замысел продемонстрировать внутренней белорусской оппозиции, что властей «длинные руки» - эффект получился совершенно обратным. Оказалось, что у западных покровителей оппозиции руки длиннее.

При этом, не арестовать Протасевича, когда он уже попал в Минск, белорусские власти не могли. А доказать, что они не имеют отношения к сообщению о минировании самолета, не могут. Их попросту не хотят слышать и заведомо им в этом не верят.

Зная заранее, что подобным оправданиям из-за низкого доверия к «диктаторскому режиму» никто в мире и не поверит, подставить Протасевича как расходную пешку было очень легко.

Достаточно удостовериться, что он действительно имел глупость сесть на самолет, пролетающий над территорией Белоруссии, позвонить в Минск и сообщить, что самолет заминирован, а значит, должен совершить посадку в белорусской столице, а затем информировать белорусское КГБ, что уже в минском аэропорту находится очень интересующая силовиков личность.

А после этого отдать приказ «шакалам Табаки», странам Прибалтики и Украине, о начале запредельной истерики и разрыве отношений с Белоруссией. По случаю, вообще мало их касающемуся, надо заметить.

Британия при этом ведет себя как главный заводила скандала. А позиция Франции может быть объяснена стремлением к «европейскому единству», то есть критической зависимостью действующей французской власти от европейской бюрократии и «глобалистов». 

В любом случае и Минску и Москве теперь придется иметь дело с последствиями инцидента, к которому белорусские власти если и имеют отношение, то, по глупости, а если не имеют, то их реально, умело и сильно подставили.

В российской медиа-сфере популярно мнение, что изоляция со стороны Европы скорее подтолкнет привыкшего сидеть на многих стульях Лукашенко в объятия Москвы и ускорит тормозимый им изо всех сил процесс интеграции Белоруссии и Российской Федерации.

Однако рассчитывать на это всерьез наивно, так как Александр Лукашенко неоднократно обманывал подобные ожидания и разрушал прогнозы в, казалось бы, безвыходной для себя ситуации.

Еще одним мотивом организаторов данного инцидента могло стать желание обострить отношения по линии Москва-Запад перед запланированной на ближайшие недели встречей Владимира Путина и Джо Байдена. Представление ближайшего союзника России в виде государства-террориста и воздушного пирата на международном уровне явно не облегчит разговор между лидерами России и США и не будет способствовать урегулированию отношений, на что и в Москве и Вашингтоне многие рассчитывают, а в Лондоне считают для себя невыгодным.

Установление приемлемых, устраивающих обе стороны, взаимоотношений между Западом и РФ, в духе 70-х годов прошлого века, когда при декларированной враждебности во многих сферах стороны сотрудничали и уж точно не стремились к прямому столкновению, в нынешнем мире не устраивает слишком многих и по многим причинам.

И с этой точки зрения провокацию можно считать удавшейся. Потому что на отношениях России и Европы она уже определенно отразится негативно.

А положительные последствия от инцидента, в виде сближения Москвы и Минска, пока слишком эфемерны и не гарантированы. 

Юрий Барбашов

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded