cibershatun (cibershatun) wrote in izborsk_club,
cibershatun
cibershatun
izborsk_club

Экология души

Книга «Ветхозаветные пророчества – это предсказания?»


Глава 3 Что мы знаем о малых ветхозаветных пророках?


Итак, последовательно нам удалось усвоить уроки истории о смене в государствах общественно-экономических формаций. Со всей очевидностью история и прошлых времен, и настоящего времени демонстрирует человечеству, что экономическая составляющая и сопровождающие ее социальные отношения в государстве являются лишь следствием или, несомненно, сопутствующим фактором, материальным фундаментом духовного перерождения людей.

Так, в древние времена и в старой истории человек усвоил знание о возможности и видимой безнаказанности корректировки власти на различном уровне и с самыми разнообразными целями – смена правителя, смена правящей династии, клана, изменение всякого рода наследований и пр.
Новая история, начиная со смутных времен в Англии, и до самого последнего времени демонстрирует нам, что такими «мелкими» целями она удовлетвориться не может. Человечество постепенно постигает знание о возможности духовной корректировки сознания широких социальных слоев государства с целью вовлечения их в смуту для реализации провозглашенных «крупных» целей. Такими целями могут быть призывы к достижению самых разнообразных, провозглашаемых «позитивными» для общества и государства перспектив. Чаще всего за эти перспективы могут выдаваться «всеобщее благо» в данном обществе, а нередко и демоническое перерождение значительной части населения государств или выдуманное превосходство одной страны над другими и т.д.
Духовная корректировка людей не может происходить безнаказанно, об этом предупреждают нас древнейшие знания, предостерегая об обязательных последующих последствиях.
Именно следствием этого процесса и может являться смена общественно-экономических формаций. Следует, наверное, задуматься и об обратимости этого процесса.
При этом обязательными признаками смутных времен являются следующие:
- значительная временная продолжительность смутного времени – многие десятилетия и даже века;
- высокая жертвенность смуты. Путем назначения «виновников», –  рас, этносов, социумов и т.д., –  ответственных за противостояние целям смуты, достигается соответствующее беспощадное их физическое устранение.
Что может противостоять смуте? Об этом мы уже много говорили. Однако возникает весьма волнующий вопрос – Россия в продолжение практически векового смутного времени смогла сохранить свою многонациональную и многоконфессиональную идентичность, в чем причины такой загадочной непоколебимости русского духа? Хотя желающим нарушить этот таинственный фундамент русской государственности несть числа.
На этот вопрос ответим немного позже.
Продолжим рассмотрение известных материалов о древних пророчествах.
Следующие пророчества предоставили человечеству малые библейские пророки. Книги малых пророков неоднократно объединялись в единую «книгу двенадцати пророков». Принцип следования книг объяснить достаточно затруднительно, кроме того, их иногда помещали перед великими пророками.
В представлении библейских пророков конец света связан с сошествием Бога на Землю. В этот день ожидают великую катастрофу. Но она будет иметь очистительный характер. В результате все язычники, богохульники и гонители веры будут истреблены полностью, а истинно верующие войдут в Царствие Божие. После конца света на Земле не останется зла и горя.
Первые христиане верили, что после распятия Христа в ближайшее время наступит и конец света, потому что Бог уже побывал на Земле. Но затем это учение было серьезно откорректировано. Согласно более поздним представлениям, Христос пришел не погубить людей, а спасти их от страшной участи.
Каждый пророк по-своему характеризовал грядущее мира.
Пророчества Осии
Святой пророк Осия жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. Осия пророчествовал во времена нависшей над Израилем угрозы со стороны Ассирии. По-видимому, служение Осии относится к концу царствования Иеровоама II, времени упадка и последующего плена Израиля.
В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и по всей земле распространится истинное Богопознание.
Осия считал сошествие Бога радостным наступлением времени очищения, когда Израиль после плена получит прощение. Именно в результате божественного пришествия будут побеждены зло, грехи и смерть.
Пророчества Иоиля
Пророк Иоиль происходил из Заиорданской области и жил в городе Вефороне или Вефаре. Служение Иоиля относится, вероятно, к периоду до пленения. Поэтому пророк говорит, что враги Иуды — это не сирийцы, ассирийцы и вавилоняне, а филистимляне, финикийцы, египтяне и едомляне.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство иудейское. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудею.
Пророк предсказал запустение Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертвоприношений. Он же пророчествовал, что придет время, когда на всякую плоть будет изливаться Святой Дух по вере в Иисуса Христа, Спасителя мира. Иоиль призывал народ смириться и покаяться перед неизбежным грядущим судом. Он утверждал, что конец света начнется с ужасающих природных катастроф. Луна окрасится в кровавый цвет, а Солнце погаснет. Люди услышат призыв Бога, обратятся к нему и будут спасены. Поняв обращенный призыв, люди обретут вечное блаженство в Царстве Божьем.
Пророчества Амоса
Пророк Амос происходил из иудейского селения Фекон, пророчествовал при царе Иеровоаме II (793-753) и его современнике на иудейском престоле – Озии (781-740). Пророк Амоc был одним из пастухов фекойских.
Своими смелыми обличениями израильских вельмож пророк возбудил против себя преследование со стороны Вефильского жреца Амасии, который пытался обвинить пророка в возмущении народа и в оскорблении личности царя. Амасия доносил, что по пророчествам Амоса, израильский народ будет отведен в плен. После этого Амос был изгнан из Вефиля.
Пророчествуя о суде Божием, Амос возвещает суд над иноземными народами – сириянами, филистимлянами, финикиянами, едомитянами, аммонитянами, маовитянами, которых он обличает в разных преступлениях. Затем пророк обращается к иудейскому царству и угрожает тем, что огонь, посланный Иеговою, пожрет Иерусалим.
Особенность речей Амоса состоит в том, что он преимущественно обличает преступления против требований нравственного закона. Он проповедовал богатым, уверенным и благополучным людям. Богачи притесняли бедняков, и в судах их не было правды. Таких людей и предупреждал Амос о надвигающейся гибели. Он не называет прямо нашествие ассирийцев, но пророчествует о грядущем плене и том, как Бог возвратит свой народ из плена.
Амос предрекал весьма мрачные последствия пришествия на землю Бога. Явление Господа будет явлением тьмы, а не света, ужасом для всех живущих, поскольку божественный суд будет исключительно строг. Пришествие Христа предрекалось Амосом как возвращение скинии Давида.
Пророчества Авдия
Время жизни Авдия и происхождения его книги установить с точностью очень трудно, так как для этого нет необходимых данных. По-видимому, более оснований имеет мнение, которое связывает пророчества с завоеванием Иерусалима при Навуходоносоре. Факт участия едомитян в завоевании Иерусалима халдеями отмечается многократно.
Установить с точностью, к какому именно моменту послепленного периода можно приурочить пророчества Авдия, невозможно. Однако следует думать, что непосредственный повод для своей речи о будущей судьбе Едома Авдий заимствует из современных ему обстоятельств. Поводом могло послужить опустошение Едома в эпоху выступления вавилонян или персов. Кроме того, c VI в. Едом стал страдать и от нападений арбов с юга.
Пророк возвещает наступление Дня Господня, когда Едом, как и другие народы, будет наказан за свое прегрешение. Тем не менее, спасение совершится на Сионе, и царство будет принадлежать Господу.
Пророчества Ионы
Иона был израильтянином, пророком из Гаф-Хефера, что в Галилее. Есть упоминание, что Иеровоам II по пророчеству, реченному Ионой, восстановил пределы Израиля от входа в Емах до моря в пустыне. Неизвестно, когда именно Иеровоам исполнил сказанное, но царствование его относится к периоду с 783 по 743 гг. до н. э. Иона написал свою книгу вскоре после своего возвращения из Ниневии.
Пророческое служение Иона проводил не в землях иудейской и израильской, а в Ниневии — столице ассирийского царства, среди язычников. Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем (ученик и преемник пророка Илии), являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея. По смерти Елисея, Иона заступил на его место.
Книга пророка Ионы содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, а также кончине мира. Наконец, миссия Ионы нацелена на то, чтобы дать израильтянам понять, что Божие спасение не ограничится каким-то одним народом, а знание о Господе распространится по всему миру.
Пророчества Михея
Михея называют Морасфитином или Морасфитянином, так как он был уроженцем Морасфи, небольшого иудейского города, недалеко от Иерусалима. Он пророчествовал во времена царствования Иоафама, Ахаза и Езекии, т.е. был практически современником пророка Исаии. Свое пророческое служение он начал около 778 года до н.э.
Обличения и предсказания пророка относились к иудейскому и израильскому царствам. Святой Михей предвидел бедствия, которые произошли при нашествии ассирийского царя Сеннахирима на Иудею. Книга его пророчеств поясняет, почему Бог недоволен Своим народом, предупреждает, что за грех он понесет наказание, а также дарит этим людям надежду, что спасение непременно наступит с приходом Мессии.
Пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя в Вифлееме, происхождение Его от начала, от дней вечных.
Он верит в то, что Господь соберет рассеянный народ, и враги Иерусалима будут уничтожены. Кроме того, пророк предрекал начало апокалипсиса при первом явлении Бога. Народ спрашивает: как можно приблизиться к Господу и предстать пред ним? Ответ заключается в том, что для этого необходимо смиренное послушание Его воле.
Пророчества Наума
Наум был родом из Галилеи, из селения Елкоша. Наум пророчествовал в период между двумя пленами – после плена колен Израилевых и до плена колен Иудиных – во второй половине царствования иудейского царя Езекии, в VII веке до н.э. (в 745-714 годах).
Одна из главных тем пророчеств Наума – надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы. Он предсказал падение Ниневии, которая являлась столицей могущественной Ассирии. Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, развратом и волшебством, чем она пользовалась для порабощения народов.
Ассирию ожидало наказание за беззакония и за разрушение Израильского царства и богохульство ассирийского царя Сеннахирима. Иудейскому же царству предсказывается освобождение от ига Ассирии.
Кроме пророчества о падении Ниневии, книга пророка Наума содержит пророчество о Спасителе – разрушителе власти диавола.
Пророчества Аввакума
Пророк Аввакум происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до н.э. в царстве Иудейском.
Начало его пророческой деятельности относится к годам царствования Манассии, а продолжение – ко времени царствования царя Иосии. В то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее в руки ассирийцев перешла северная часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в Иерусалиме, сохранила независимость. Манассия совершал множество беззаконий и убийств невинных людей, убил он и пророка Исайю. При Манассии практиковалось принесение в жертву детей, процветали колдовство и чародейство. Впоследствии царь Манассия был наказан Богом и взят в плен ассирийцами.
В своей книге пророк Аввакум размышляет о причинах страданий и зла, жестокосердия и разврата, бесправия и всякого рода нечести, которые царили в Иудее. В последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах, однако искренняя вера стала редкостью. Южное царство пресытилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием.
Пророк видел, что творится в его стране и более не мог молчать. Он предсказал, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею. Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе, которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением. По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное царство, разорить Святой Град, разрушить иерусалимский храм.
В своей книге пророк предсказывает грозное Богоявление, описывает его как очистительную бурю, сметающую все зло с лица земли. Аввакум живет верой в эту небесную правду, ожиданием Мессии и грядущего спасения человечества.
Пророчества Софонии
Софония был родом из колена Симеонова. Он жил и пророчествовал в VII веке до н.э. при иудейском царе Иосии. Поповедуя при царском дворе, Софония помогал царю в борьбе с идолопоклонством. Помимо этого известно, что родословная Софония прослеживается до четвертого поколения. Поэтому предполагается, что он был человеком знатного, может быть, даже царского происхождения – праправнуком иудейского царя Езекии и, следовательно, дальним родственником царя Иосии.
Книга пророка Софонии содержит пророчества о бедствиях, которые вскоре постигли иудейское царство и соседние с ним государства. Цель пророчеств Софонии состоит в том, чтобы предостеречь народ от надвигающейся гибели. Он описывает день гнева, но также указывает и на грядущее освобождение. Софония обращается к язычникам, чтобы обличить их в совершенных ими грехах и, следовательно, не оставляет им надежды на оправдание в день Божьего гнева.
Пророк описывает прегрешения Иерусалима и будущее его спасение. Предсказывает рождение подлинного Израиля, и всемогущество Господа посреди спасенного человечества.
Пророчествуя о пришествии на землю Мессии и торжественный вход Господа в Иерусалим, Софония говорит о неизбежности Страшного суда. Этот день показывается как своеобразный пир, куда будут приглашены все. Но грешники будут отданы на заклание и ослеплены, поскольку в грехе своем они не в состоянии отличить божественное совершенство.
Пророчества Аггея
Время служения Аггея датируется годами правления персидского царя Дария 521 - 486 до н.э. О личности пророка достоверных сведений не сохранилось. Однако, согласно жизнеописанию пророков, Аггей родился в Вавилоне в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он был очевидцем восстановления второго храма, а после смерти с почестями похоронен на месте упокоения священников.
В предшествующие исторические времена персидский царь Кир позволил евреям возвратиться в Иудею и восстановить иерусалимский храм. Однако восстановление храма вскоре прекратилось из-за разного рода происков. Так, из-за бедности иудеи потеряли интерес к строительству храма и больше заботились об устройстве собственных жилищ.
Когда, таким образом, не только постройка храма могла быть отложена на неопределенное время, но и всей религиозно-нравственной жизни еврейской общины грозила опасность, тогда был призван к пророческому служению Аггей.
Цель и смысл главных идей книги пророка Аггея – вскрыть действительную причину остановки в постройке храма и показать ее недопустимость. Пророк требует возобновления работ по постройке храма, указывая на переживаемые народом бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение в строительстве храма. Показывает духовные милости и благодати Бога, а затем и Мессии, которые будут даны новому храму еще в большей степени, чем первому.
Пророк стремится объяснить народу, что подобно тому, как чистое оскверняется от соприкосновения с нечистым, так и прежнее отношение народа к своему Богу и дому Божиему оскверняется их делами, и посему Господь не дает им благословения. Наконец пророк возвещает строителям храма сохранение и благосостояние под особенным покровительством Бога в то время, когда произойдут великие перевороты и мировые катастрофы.
Пророчества Захарии
Ветхозаветный пророк Захария Серповидец происходил из колена Левиина. Родился он, вероятно, во время вавилонского плена (VI век до н.э.) и происходил из священнического рода. При сыне Иисуса Иоакиме Захария был главным в своем священническом роде. В начале своего служения пророк был еще молод, и его современником являлся Аггей. Служение Захарии началось через два месяца после служения Аггея.
Прозвание Серповидца Захария получил из-за неточного перевода еврейского слова «свиток», который был явлен пророку в видениях, греческим словом «серп».
Историческая обстановка при жизни пророка Захарии была очень динамичной. Около 558 года до н.э., когда Египет и Ассиро-Вавилония еще сохраняли свое могущество, в Персии, зависимой тогда от мидийского царя, к власти пришел Кир из рода Ахеменидов. В 553 году Кир начал военные действия, однако безуспешно. Только в 550 году Киру удалось одержать верх над мидийским правителем Астиагом. Тогда же Вавилон, Мидия и Египет объединились в коалицию против Кира, но это их не спасло. В 546 году он разбил Креза мидийского, в 539 году завоевал Вавилонию. Сирия, Финикия и Палестина сдались без боя.
В завоеванных государствах Кир вел следующую политику: привлечь к себе население через внимательное отношение к обычаям и уважение к религии. Благодаря завоеваниям Кира, персидская империя выдвинулась в мире на первый план. В 529 году Кир умер, ему наследовал его сын Камбиз, который в 525 году завоевал Египет. Умер он в 522 году, после чего в персидской империи произошли волнения. В результате трон достался Дарию. Начало его правления пришлось на 521 год и длилось до 485 года до н.э. При этом правителе и пророчествовал Захария.
Итак, в 538 году вышел указ Кира, разрешавший желающим возвращаться из Вавилонского плена в отечество и приступать к восстановлению храма. Переселенцам вернули храмовые сосуды, а также дали материальные средства. В преклонном возрасте Захария вернулся из Вавилонии в Палестину, где пророчествовал, являя множество чудес.
В 520 г. до н.э. Захария вместе с пророком Аггеем проповедовал в Иерусалиме, призывая к восстановлению храма, которое было приостановлено. Храм был восстановлен в 6-й год правления Дария, т. е. около 515 г. до н.э.
Книга пророка Захарии содержит предсказания о последних днях земной жизни Спасителя. В ней пророк предсказывает вход Господа в Иерусалим на ослице, предательство Христа за тридцать сребреников, прободение ребра Спасителя, затмение Солнца во время распятия.
Цель книги пророка Захарии заключается в том, чтобы ободрить строителей храма и народ, рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен.
Захария обращает внимание людей, наказанных пленом, которому они подверглись, на пренебрежение заповедями, призывает к послушанию и повиновению. Захария говорит, что если они смирят себя перед Богом, их ожидает славное будущее. Наступит день, когда языческие народы будут низвергнуты, и уверуют в истинного Бога, обратившись к нему. Мессия пошлет им грядущее духовное благословение.
Захария дожил до глубокой старости и был погребен рядом с пророком Аггеем.
Пророчества Малахии
Ветхозаветный пророк Малахия происходил из колена Завулонова, жил в V веке до н.э. при царях Ездре и Неемии во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского. Пророчествовал в то время, когда храм иерусалимский был снова построен после плена — около 400 года до н.э.
Благочестивою своею жизнью пророк приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу Божьему, назвал его Малахией, что значит – Ангел Господень.
Малахия жил в эпоху разочарования и несбывшихся надежд народа Божия. Жизнь возвращенцев не сделалась легкой. Иудеи были в политическом подчинении у персов. Скудными были урожаи после нападений саранчи. Сердцами возвращенцев все более овладевало безразличие к Богу и обида, все большим равнодушием они проникались к храму и к жертвоприношениям. О том, что надежды иудеев угасали, свидетельствовали и их браки с язычницами, ради которых они бросали своих жен, и общая моральная распущенность в обществе. Народ отступил от Бога и утратил свою веру.
Цель книги пророка Малахии делится на две основные части: сначала описывается грех и отступничество Израиля, затем – суд, которому будут подвергнуты грешники, и благословения, которые получат покаявшиеся.
Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога. Грозно обличал тех, кто беззаконно поступал с женами своими, отвергая законных жен, и соеденяясь с женами иноплеменными. Пророк угрожал им судом Божьим и за разные другие их пороки. Обличая эти пороки, святой пророк Малахия, вместе с тем, предвидел славу второго храма и предсказал пришествие Мессии. Господь пошлет Своего вестника, а затем придет Мессия. Кто желает познать благословение Господа, должен в послушании исполнять законы, данные Богом.
Пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему и называется печатью пророков.
Анализ рассмотренных древних пророчеств показывает, что все они рассказывают о едином управлящем миром творческом начале – Боге –Вселенском Разуме. Все, происходящее на земле, контролируется им путем невидимого, с точки зрения материалестического понимания, присутствия. Объект управления на этом уровне – разум человека.
При этом пророки многократно свидетельствуют и о материальном присутствии или проявлении управляющих воздействий. Это выражается в реальном взаимодействии людей с различного рода ангельскими проявлениями Бога, серафимы, херувимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы (по классификации ангельской иерархии Григория Богослова), – способными передавать информацию в материальном виде, принятом между людьми. Объект управления на этом уровне – душа человека.
Пророки предсказали и непосредственное явление Бога в земной жизни – в человеческом образе среди людей. Объект управления на этом уровне – повседневное поведение человека, суть материальный облик.
Именно таким образом реализуемый механизм триединого управленческого воздействия Вселенского Разума на человека представляют нам ветхозаветные пророки. По-видимому, существо пророчеств тождественно и древним знаниям, предоставляемым человечеству предыдущими цивилизациями, и трактуемым пророками таким способом, который им был доступен и понятен.
В таком случае возникают вопросы. А имеет или может иметь это взаимодействие обратную связь? Конечно, управленческое воздействие зависит от поведения и действий людей. Но поставим вопрос значительно шире – возможна ли активная обратная связь или, иными словами, диалог на всех уровнях управления? Необходимы серьезные и глубокие размышления.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments